В помощь молодому специалисту


Молодой специалист... Молодой душой и сердцем. Красив лицом и фигурой. Таких любят дети. Любят за неподдельный блеск в глазах, за творчество и нестандартность.  Сколько надо отдать им тепла и любви, чтобы поверили, приняли, заинтересовались. Вы с замиранием сердца будете сидеть на первой парте и слушать выступления ваших детей на конференции. С тревогой ждать вестей с олимпиад, где выступали ваши дети. Давать мудрые советы своим школьникам. А с каким трепетом вы подниметесь на сцену, когда вам будут вручать почетную грамоту. Все  впереди.. Это  -  счастье..Дерзайте! Не пасуйте перед трудностями. Удачи вам!

Советы молодому учителю:

1. Не считай школу местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей, местом, куда тебя как бы сослали. Надо считать школу своим делом, а не чужим, куда ты попал случайно.
2. Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве. Это не исключает подражания, особенно на первых порах. Наоборот, приглядывайся к мастерам. Бери на вооружение то, что тебе кажется твоим, что тебе соответствует.
3. Не замыкайся в своем учительстве. Ты должен быть интересен детям, но этого не получится, если ты будешь сосредоточен только на самом себе. Творческий человек, как правило, многогранен.
4. Помни о комплексном характере учительского труда. Все имеет значение, все нужно: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина. Не нужно это разделять, это все взаимосвязано.
5. Будь счастливым. Строй планы, пусть иногда несбыточные, но конструктивные. Жизнь -это преодоление трудных и даже критических ситуаций.
6. Будь честным и правдивым.
7. Цени юмор в общении с учениками. Не надо смотреть на юмор как на прием.
8. Будь естественным, не притворяйся, не старайся казаться умнее, чем ты есть.
9. Не воображай о себе больше того, что ты есть на самом деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя достоинства. Не надо казаться, надо быть.
10. Обрети гражданскую позицию. Ты истинный проводник гражданской идеи  от тебя зависит, дойдет ли эта идея до ума и сердца ученика в целости и чистоте.

Дидактические требования к современному уроку:


Психологические требования к уроку:

Психологическая цель урока:
1.     Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
2.     Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
3.     Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
Стиль урока:
1.     Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
  • соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
  • определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
  • планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
    выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
  • учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
  • соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).
2.     Особенности самоорганизации учителя:
  • подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;
  • рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
  • педагогический такт (случаи проявления);
  • психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).
Организация познавательной деятельности учащихся:
1.     Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
  • планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
  • использование установок в форме убеждения, внушения;
  • планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
  • использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);
2.     Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;
  • определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);
  • опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
  • планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
  • руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
  • использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);
3.     Закрепление результатов работы:
  • формирование навыков путем упражнений;
  • обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
Организованность учащихся:
1.     отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;
2.     возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.
Учет возрастных особенностей учащихся:
1.     планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
2.     проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
3.     дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
Гигиенические требования к уроку:
1.     температурный режим;
2.     физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
3.     освещение;
4.     предупреждение утомления и переутомления;
5.     чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
6.     своевременное и качественное проведение физкультминуток;
7.     соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
8.     соответствие классной мебели росту школьника.
Требования к технике проведения урока:
1.     урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
2.     темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
3.     необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
4.     доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
5.     по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
6.     обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

Структура урока

ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ (ЭТАПЫ) СОВРЕМЕННОГО УРОКА

1.     организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;
2.     проверка домашнего задания;
3.     проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;
4.     постановка цели занятия перед учащимися;
5.     организация восприятия и осмысления новой информации;
6.     первичная проверка понимания;
7.     организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;
8.     творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
9.     обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
10.   контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;
11.   домашнее задание к следующему уроку;
12.   подведение итогов урока.



Участие молодых специалистов в конкурсах

Самоанализ урока

Класс:
Тема урока:
Тип урока и его структура:
1.Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
2.Краткая психолого-педагогическая характеристика класса ( кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся...)
   Какие особенности уч-ся были учтены при планировании урока?
3.Какова триединая дидактическая цель урока  ( его обучающий, развивающий, воспитательный объект ), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока.
4.Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?
5.Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли  "связки" между этими этапами? Показать ,как другие этапы работали на главный этап?
6.Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?
7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков уч-ся? На каких этапах урока?  В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний уч-ся?
8.Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и уч-ся.
9.Как вы оцениваете результаты урока?  Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
10. Наметить перспективы своей деятельности.
 
  • четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  • реализация на уроке всех дидактических принципов;
  • создание условий успешного учения учащихся.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Образовательные стандарты общего среднего образования

Образовательные стандарты общего среднего образования